8(017)204-69-75

Отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми (ОНиПТЛ) — главная цель деятельности ОНиПТЛ — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.

Адрес: г. Солигорск, ул. Козлова, 64

 

Тематические статьи

Доклад Н.Н. Карпенкова на коллегии Следственного комитета Республики Беларусь (г. Минск, 08.08.2014г.)

Регулярно проводимый МВД Республики Беларусь мониторинг наркоситуации в стране свидетельствует о контролируемой, но достаточно напряженной ситуации, складывающейся под влиянием общемировых наркотических тенденций, географического расположения Беларуси на пересечении путей международного наркотрафика и политико-социальных особенностей.

В настоящее время в стране наблюдается существенное изменение конъюнктуры наркорынка, в частности замена потребления опиатов и опиоидов на синтетические каннабиноиды группы JWH и иные новые виды психотропных веществ, используемые в курительных смесях.

Объективными причинами этого процесса являются как принимаемые правоохранительными органами меры по ужесточению пресечения оборота традиционных наркотических средств (например, значительное сокращение после принятия «антимакового декрета» наркосырьевой базы для изготовления опия), так и общемировая тенденция постоянного появления на наркорынке новых психоактивных веществ, не включенных в список запрещенных, плюс активное использование для их распространения Интернет-ресурсов.

Тем не менее, в ходе решения главной задачи по значительному сокращению уровня наркотизации населения, нами достигнуты определенные результаты.

Так, по итогам 6 месяцев текущего года выявлено 3594 наркопреступления. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года их число увеличилось на 1423 преступления, или на 65%. Непосредственно за незаконный оборот нарковеществ зарегистрировано 3504 преступления, в то время как в прошлом году их было 2057, рост на 70%.

Установлено 99 наркопреступлений, совершенных группой лиц, в то время как за 6 месяцев 2013 года их было 51 (+ 94%). Также выявлено 10 аналогичных преступлений, совершенных организованными группами (в 2013 г. – 0).

Установлено 2025 наркопреступника (в 2013 г. – 1295 или + 57%), из которых 309 – сбытчики психоактивных веществ (в прошлом году – 203, + 52%).

Из незаконного оборота изъято более 55 кг психоактивных веществ, причем психотропных веществ изъято почти в 2 раза больше в сравнении с прошлым годом.

За прошедших полгода изъято почти 44 тонн семян мака и более 600 кг насвая, а в рамках специальной программы «Мак» только за 2 летних месяца уничтожено более 123 тонн растений мака и конопли. Таким образом, существенно подорвана наркосырьевая база преступников.

Перекрыто 23 канала поставки в страну наркотиков и психотропов, пресечена деятельность 12 подпольных лабораторий по производству психоактивных веществ и ликвидировано 9 помещений, специально оборудованных для выращивания наркорастений.

Сразу хочу отметить, что рост основных показателей связан не с активизацией преступной деятельности, а с проводимой нами политикой по запрету в оперативном порядке появляющихся в стране новых видов «спайсов», которых за последние 5 лет в список запрещенных внесено свыше 300. Автоматически это влечет уголовную ответственность за их оборот. Если в 2012 году в г. Минске вынесено 560 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с легальностью изымаемых психотропных веществ, то в текущем году только 4.

Работа в данном направлении продолжается, в связи с чем мы прогнозируем дальнейшее увеличение количества наркопреступлений.

Тем не менее, приходится констатировать, что результаты могли быть еще выше, однако этому препятствует ряд выявленных Следственным комитетом причин.

Одной из них являются случаи нарушения сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства, приводящие к прекращению производства по уголовному делу в отношении обвиняемых. Наиболее частые из них – нарушение порядка проведения личного досмотра задержанных, что характерно для сотрудников милиции общественной безопасности, а также ошибки при фиксации результатов оперативно-розыскных мероприятий и несвоевременные исполнения поручений следователей сотрудниками криминальной милиции.

Осознавая важность устранения данных нарушений, нами запланировано проведение во всех областных регионах страны и г. Минске занятий с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел с привлечением представителей следственных подразделений и прокуратуры. Также, с целью недопущения аналогичных ошибок в будущем, по нашей инициативе снимается фильм, основной упор в котором направлен на демонстрацию правильной тактики действий при задержании наркопреступников и процессуального оформления изымаемых нарковеществ.

Помимо этого, в 2013 году проверкой Совета Безопасности Республики Беларусь уровня наркотизации общества установлены 7 причин, препятствующих более эффектной антинаркотической работе, а именно:

1. отсутствие нормативного регламентирования взаимодействия между МВД и Минздравом по порядку выявления и учета наркопотребителей;

2. отсутствие оперативности получения информации из иных госорганов о лицах, употребляющих наркотики, с целью своевременной нейтрализации их негативного воздействия;

3. отсутствие закрепления порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий на законодательном уровне, а также нормативного правового регулирования порядка и условий применения мер по обеспечению безопасности в отношении лиц, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам;

4. оперативное изменение изготовителями формул модификации психоактивных веществ, что не всегда позволяет применить меры уголовной ответственности;

5. неизменная за десятилетний период штатная численность подразделений по наркоконтролю при ежегодном приросте числа наркопотребителей;

6. участившиеся факты распространения наркотиков с использованием открытой информационной среды;

7. недостаточная эффективность проводимой работы по формированию в обществе адекватного отношения к наркоугрозе.

В настоящее время большинство из них устранены или находятся в стадии разрешения силами МВД, как например увеличение штатной численности, создание подразделений компьютерной разведки и координации межведомственной работы, корректировка законодательства и т.д.

Однако решение некоторых из вышеперечисленных проблем требует активного участия и представителей следствия.

Так, отмечена угроза широкого распространения курительных психотропосодержащих смесей с использование Интернет-среды.

Глобальная сеть превратилась в основную торговую площадку для сбыта наркотиков, где практически беспрепятственно наносится все более разрушительное воздействие на социально-экономическое состояние и национальную безопасность страны.

Пронаркотические сайты заполнены большим количеством текстов, подробно раскрывающих информацию о различных видах психоактивных веществ и содержащих их агрессивную рекламу; описывающих способы изготовления, употребления, "дозировки" и т.п.

В ходе допросов задержанные наркопреступники нередко сообщают следователям о сайтах, посредством которых приобретали психоактивные вещества. Однако, несмотря на предоставленное статьей 199 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь право принимать меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, следователями не вынесено ни одного представления о закрытии данных сайтов.

Помимо этого, как показывает практика, не все следователи в должной мере владеют тактикой расследования наркопреступлений с использованием компьютерных технологий, что не позволяет выявлять и фиксировать все факты и нюансы преступной деятельности, отслеживать криминальные и коррупционные связи, документировать наличие признаков организованных групп.

Подобная безнаказанность провоцирует дальнейшее распространение наркомании, позволяет избегать реальным наркосбытчикам ответственности за совершенные преступления, формирует у них чувство ложной безнаказанности, а в обществе создает ошибочное представление о бездействии правоохранительных органов и коррупционной заинтересованности.

Решение сложившейся проблемы представляется в создании на уровне центрального аппарата Следственного комитета и областных управлений специализированных подразделений по раскрытию наркопреступлений, в состав которых вошли бы специалисты в области компьютерных технологий.

Еще одним проблемным вопросом, требующим пристального внимания со стороны руководства Следственного комитета, является работа по снижению уровня приостановленных уголовных дел по линии наркоконтроля, из-за просчетов в организации их расследования.

Так, за 6 месяцев текущего года по различным основаниям приостановлено производство 1020 уголовных дел данной категории. Одной из причин является не применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Из 2025 задержанных наркопреступников только в отношении 520 лиц применялась указанная мера, что на наш взгляд абсолютно неприемлемо. Это позволяет преступникам уничтожать следы противоправной деятельности, принимать меры противодействия, либо скрываться от правосудия. В текущем году это уже повлекло трехкратное увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количества уголовных дел (38 против 13), по которым предварительное расследование приостановлено «за розыском», т.е. в связи с не установлением местонахождения лица.

Еще одной проблемой является отсутствие в отдельных случаях целенаправленной работы следователей по сбору доказательств всей противоправной деятельности лица. Основными причинами являются многочисленность эпизодов наркопреступлений, разветвленная сеть преступников, активное использование сети интернет, позволяющей избегать прямого контакта между сбытчиком и покупателем в процессе договоренностей и непосредственного сбыта и т.д.

В таких ситуациях, отдельные следователи предпочитают не тратить силы на установление всех членов наркогруппировок и документирование их преступных деяний, а выделяют охваченные единым преступным умыслом эпизоды в отдельные производства, либо приостанавливают или прекращают расследование в связи с недоказанностью вины задержанных.

Это ведет к невозможности изобличения и привлечения к ответственности всех членов преступной цепочки «поставщик – распространитель - покупатель», формированию в обществе ложного мнения о неспособности правоохранительных органов выявлять преступные группировки, и в итоге к снижению эффективности всей антинаркотической работы.

Одним из путей решения вышеназванных проблем представляется создание Следственным комитетом и МВД единой совместной базы данных приостановленных уголовных дел по линии наркоконтроля, которая позволит организовывать проводить более эффективную совместную работу по ним на принципах системности, объективности, глубокой аналитики и взаимного контроля.

Как представитель МВД, которое является координатором всей государственной антинаркотической политики, хочу заверить, что обстановка с наркоманией в стране находится под полным контролем правоохранительных органов. Принимаемыми в тесном взаимодействии с представителями Следственного комитета и Генеральной прокуратуры мерами удается контролировать рост наркопотребления в республике и не позволить наркомании достигнуть критического уровня.

Широкое освещение в средствах массовой информации проводимой антинаркотической работы, случаев летальных исходов от передозировок наркотиками и в целом ситуации с наркоманией в стране, является новой стратегией нашей деятельности, основная цель которой заключается в осознании обществом наркомании, как реальной угрозы безопасности нации, и формировании однозначного негативного к ней отношения.

На это направлена и проводимая работа по совершенствованию антинаркотического законодательства.

Так, в текущем году приняты разработанные нами поправки в Закон «О здравоохранении», которые позволят оперативно получать из органов здравоохранения сведения о наркопотребителях.

На подходе принятие иных инициатив МВД, основными из которых являются введение административной ответственности за потребление психоактивных веществ, ужесточение наказания за их изготовление в условиях подпольной лаборатории, создание Антинаркотической комиссии, решением которой в течение считанных дней новые психотропные вещества будут вноситься в разряд запрещенных, а также пресечение использования Интернета в качестве основного инструмента наркораспространения.

Все это позволит выстраивать и проводить правоохранительным органам системную целенаправленную работу по профилактике наркомании и наркопреступности, направленную на создание условий невыгодности поставок и распространения психоактивных веществ в нашей стране.

А деятельность следственных подразделений должна по-прежнему выстраиваться на принципиальном подходе неотвратимости наказания за наркопреступление, осознании, что наркоман – это преступник, который должен нести максимальное наказание. С учетом этих положений должна выстраиваться и работа с органами внутренних дел, направленная в первую очередь на недопущение ими впредь ошибок, влекущих избежание виновными заслуженного наказания.

На наш взгляд, все вышеперечисленное в совокупности позволит в ближайшие год – два существенно оздоровить ситуацию с наркоманией в стране, и успешно противостоять ее распространению в будущем.

Что является преступлением, связанным с наркотиками?

 

Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ понимается как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт инъекция одним лицом другому лицу наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю. О наличии умысла на сбыт могут указывать такие обстоятельства, как предварительная договоренность о поставке наркотических средств, дача обязательства оплатить оказанную услугу наркотиками, значительный объем наркотических средств, приобретение этих средств лицом, их не употребляющим. При этом не имеет значения, предназначались ли приобретенные или похищенные наркотические средства для реализации на территории Республики Беларусь или других государств.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ из числа включенных в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Незаконной переработкой наркотических средств или психотропных веществ являются умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств или психотропных веществ надлежит квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует считать покупку, принятие в дар, получение в счет долга, взаймы, в качестве оплаты за услуги, в результате обмена на другие предметы, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или частей, содержащих наркотические вещества, а равно остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.п.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Под незаконным хранением наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением таких средств и веществ во владении виновного (при себе, в тайнике, в помещении и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Перевозкой наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ являются умышленные действия по их перемещению из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортных средств и в нарушение порядка, установленного Законом Республики Беларусь "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах".

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Под пересылкой названных средств, веществ либо прекурсоров следует понимать отправление их из одного пункта в другой почтой, багажом, нарочным, с использованием транспортных средств или иным способом, когда фактическое перемещение их в пространстве осуществляется без участия отправителя.

Для привлечения к ответственности за незаконное хранение, изготовление, переработку, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ не имеет значения, принадлежали они виновному или другому лицу.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 03.04.2008 N 2)

Декрет, жизненно важный для нации

 

Опыт борьбы с наркоманией показывает, что главенствующую роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков должно играть государство, жестко проводящее в жизнь свою политику противодействия наркомании как угрозе национальной безопасности.

Россия оказалась не готовой к тотальной наркоэкспансии и страну охватил настоящий наркопожар...

На сегодняшний день самая наболевшая проблема для Республики Беларусь — потребление опия из семян мака. Министерство внутренних дел Республики Беларусь открыто и публично стало бороться с распространением семян мака, но деятельность милиции должна осуществляться в жестком правовом поле. Поэтому МВД инициировало законодательный запрет на их свободное обращение. Было предложено ввести госмонополию на семена, чтобы продавать мак могли только те предприятия, которые занимаются хлебобулочным производством. При этом, все семена планируют направлять на термообработку, чтобы приготовить из них наркотик стало невозможно.

Эти предложения нашли отражение в проекте Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака», который МВД совместно с членами специально созданной рабочей группы подготовило и в апреле сего года он был рассмотрен на заседании Межведомственного Совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь и получил одобрение. В дальнейшем проект Декрета с учетом замечаний был согласован со всеми заинтересованными государственными органами. Одновременно предварительное одобрение проекта Декрета получено в Государственном Секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь.

Однако далее что-то пошло не так, о чем свидетельствует высказывание Министра внутренних дел Игоря Шуневича: «Кому-то не нравятся наши предложения, кому-то не по нраву санкции, которые мы предлагаем. А народ продолжает употреблять и умирать от этого».

Последние «следы» жизненно важного для нации проекта Декрета теряются в Национальном Центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Представляется, что данное ведомство, где в настоящее время «притормозился» столь важный документ, отдает себе отчет в его особой важности для судьбы нашей страны. Решение по данному вопросу относится к категории стратегических.

Вместо предложенной в редакции Декрета конфискации у виновных всех семян мака и транспортного средства, которое использовалось для перевозки и хранения, там предлагают конфисковывать лишь тот незначительный объем семян, который является предметом сделки, либо иным предметом административного правонарушения. Из изъятия исключается основной объем семян мака, который и губит население, превращая наркоманию в массовое явление в нашей стране. Вот и все, вот такие «юридические заморочки».

Понятно, что ведомство — это конкретные люди. Может они заигрались в демократию, а может предприниматели у нас только и делают, что торгуют маком. Может именно они и помогут нам реализовать важнейшие стратегические национальные интересы, такие как устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан. {Читай Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, Глава 2.}. А может они просто не выходят из своих ведомств на улицы, не бывают в подъездах наших многоэтажных домов. А может еще много чего может...

А пока Закон не позволяет осуществлять уничтожение сырьевой и финансовой составляющей наркопреступлений, фактическая безнаказанность наркосбытчиков провоцирует дальнейшее распространение наркотиков по нашей стране.

Смею предположить судьбу дальнейших инициатив МВД об ужесточении санкций за незаконный ввоз наркотиков и психотропов с территории стран Таможеннного союза, об усилении уголовной ответственности за сбыт наркотиков несовершеннолетнему лицу, об введении административной ответственности за употребление наркотиков.

Кстати, в Греции, Франции, Финляндии, Швеции за употребление наркотиков предусмотрена уголовная ответственность. Эти страны за демократию не ругают.

Согласно исследованиям, концепция разрушения государства «мягкой силы» как правило, рассчитана на отложенный результат. Однако эффект от этой технологии более длительный, сохраняется в течение длительного времени, а результат — по сути беспроигрышный.

Кто победит в битве за Декрет — честные милиционеры, чиновники, депутаты, небезразличные врачи, прокуроры, судьи, учителя и преподаватели, потерявшие надежду родители, наконец, простые люди с активной гражданской позицией, выступающие за пресечение наркотической угрозы для нации или кто-то другой? Тогда возникает вопрос — кто он и что это за «Soft power», которые опробуют на нас? Но ведь они могут так незаметно, элегантно разрушить наше государство!

Наркомания как вызов для национальной безопасности: мы или они?

Для эффективного обеспечения национальной безопасности нашего государства важно заранее предвидеть появление новых рисков, вызовов и угроз и реагировать на них. Масштабы незаконного распространения наркотиков в Республике Беларусь неуклонно расширяются и к настоящему времени достигли уровня, который может быть определен как вызов национальной безопасности. Учитывая характер негативного влияния данного фактора на население страны, предпочтительно избыточное, нежели недостаточное реагирование. Данный вывод подтверждает информация Всемирной организации здравоохранения. В результате многолетних исследований ВОЗ пришла к выводу, что если доля наркоманов в стране составляет 7 %и более, то в стране наступают необратимые лавинообразные процессы дегенерации населения, разрушение всех социальных структур. Уровень наркотизации населения в 7% - это пороговое значение, за которым государство перестает существовать.

Наркотики и вытекающие из них последствия «бьют» по всем сферам национальной безопасности, которые в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь выделены как основные сферы жизнедеятельности общества. Наркомания ведет к деградации и вырождению нации, нанося тяжелейший удар по генофонду. Сложившаяся ситуация представляет угрозу демографической безопасности страны. Количество потребителей наркотиков увеличивается в основном за счет поражения наркотиками молодежи. Трагедия заключается в том, что наркорелаксация приобретает весьма популярный характер. Ментальность молодых, тех, кто употребляет наркотики, определяется лозунгом - тот, кто не с нами, тот против нас. Наркоман сегодня действует как агитатор, пропагандист, дилер и сбытчик одновременно. Жажда вовлечь своего ближнего в идентичное состояние настолько сильна, что не каждому удается сопротивляться стадному наркотическому чувству.

Увеличивается и количество состоящей на наркологическом учете молодежи. Наркоман не может произвести полноценное потомство. Заботу о таком потомстве берет на себя, как правило, государство. Родители-наркоманы не заинтересованы в возвращении себе детей, которые оказавшись в социально опасном положении, изымаются органами опеки. К примеру, комиссией по делам несовершеннолетних администрации Фрунзенского района г. Минска в 2011 г. 13 детей были признаны нуждающимися в государственной защите и были изъяты у родителей-наркоманов, в 2012 г. таких детей было уже 18. Ни один из родителей не изъявил желание вернуть детей.

Распространение наркотиков, наркотизация наносит урон социальной безопасности государства. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная деградация личности с потерей морально-нравственных качеств. Постепенно у наркомана рушится моральная основа регуляции поведения, формируется наркоманская система координат и наркоманский способ жизни. Человек превращается в социальный труп. Можно представить размер беды, которая приходит в те семьи, где один из родственников наркоман. По подсчетам специалистов от одного наркомана напрямую страдают в среднем 10 человек (члены семьи, соседи). Более того, подсчитано, что 1 наркоман втягивает в употребление наркотиков еще 10 человек. Наркоманы, как правило, страдают социально опасными заболеваниями (СПИД, гепатит, туберкулез). Большинство из наркоманов находится в обществе, т.е. среди нас.

В сфере военной безопасности – мы теряем граждан и так немногочисленного призывного возраста. Научно-технологическая сфера не получает молодых и умных, которые могли бы привнести в нашу экономику новые технологии, делающие наши товары и услуги максимально конкурентноспособными.

Государство затрачивает на противодействие распространению наркотиков, медицинское обслуживание наркоманов значительные ресурсы, отвлекая тем самым средства от решения других проблем. Мы теряем экономически активное население. Наркоманы не возвращают государству потраченные на них средства. Этим наносится ущерб экономической безопасности.

Общественная опасность распространения наркотиков и их злоупотребления заключается в том, что незаконный оборот наркотиков является одной из причин совершения преступлений, чаще имущественных, в том числе и тяжких. Средства, необходимые наркозависимым для приобретения наркотиков, в основном добываются криминальным способом. За последние 10 лет мы наблюдаем рост наркопреступлений в соотношении к общей массе криминальных деяний. Только за 9 месяцев 2013 года в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено 3502 наркопреступление, из них 3351 – непосредственно связано с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в т.ч. 872 (25,4%) – со сбытом.

На протяжении последних лет неуклонно увеличивается количество перекрытых каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, которых только за январь-сентябрь т.г. выявлено и пресечено 23.

Наркомания, наркопотребитель, наркопритон, наркорынок, наркобизнес - эти понятия для белорусов перестали быть отвлеченными

 

Помнятся еще те времена, когда наркомания была для нашего общества хотя и тяжелой, но не своей, а чужой бедой. Теперь это и наша беда. К сожалению, Республика Беларусь в числе стран, где проблема распространения наркотиков набирает темп и обретает угрожающий характер, чему в немалой степени способствует географическое расположение и транзитные возможности нашей страны. Они позволяют участникам международного наркотрафика использовать Республику Беларусь в качестве рынка сбыта психоактивных веществ, а также транзитного канала их контрабандного перемещения. Этому процессу способствует активная интеграция России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза, «стирающая» между ними погранично-таможенные барьеры и соответственно упрощающая транзитное перемещение наркопродукции от северных границ Афганистана, Таджикистана и Китая до восточных границ Евросоюза.

На протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению уровня наркотизации общества. В настоящее время на учете по официальным данным состоит более 15 тысяч наркоманов. Учитывая латентный характер явления, согласно общепризнанным методикам подсчета, в том числе и методике ООН, можно предположить, что количество лиц, употребляющих наркотики, достигло порядка 110 тыс. Исходя их этих данных, при численности населения Республики Беларусь 9 млн. 464 тыс., можно с достаточной долей вероятности предположить, что уровень наркотизации составляет около 1,16 %.

Динамика увеличения количества больных наркоманией в Республике Беларусь составляет 500-700 человек в год. Помимо этого, необходимо учитывать около 3,5 тысяч наркозависимых, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, которые, в случае осуждения к лишению свободы, снимаются с учетов органов здравоохранения. Также ежегодно около 3 тысяч лиц состоят на анонимно-консультативном учете медицинских учреждений в связи с потреблением психоактивных веществ и не включаются в общее число официально зарегистрированных наркозависимых. Однако, есть и более жесткие данные, согласно которым число только "бубочных" опиоидных потребителей в Беларуси составляет 130-150 тысяч человек.

Чтобы понять много это или мало можно эти показатели сравнить с показателями наших ближайших соседей. Так Россия на сегодняшний день является третьей страной в мире по количеству наркоманов (после Ирана и Афганистана). По заявлению директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России В.П.Иванова, «…несмотря на предпринимаемые правительством меры антинаркотической направленности, уровень наркотизации населения в России близится к критическому». По его данным число наркоманов в России по отношению к общей численности населения колеблется в диапазоне 1,2-1,8 %. Объем социально-экономического ущерба России от наркомании достигает в совокупности 2,5% валового внутреннего продукта. Данную ситуацию В.П.Иванов оценивает как прямую угрозу национальной безопасности.

По заявлению генерал-лейтенанта В. Тимошенко, возглавляющего Государственный комитет по вопросам контроля за оборотом наркотиков, созданного при Кабинете министров Украины, процент наркотизации у них по разным данным колеблется от 1,5 до 2.

Наркоугроза или что с безопасностью у нас? «Элегантные» технологии

Уже давно не секрет, что прямая силовая мощь государства не есть показатель его жизнеспособности. В современном мире на смену силовым методам межгосударственной борьбы и войн приходят новые, более изощренные. Они более продвинутые, если так можно выразиться, потому что основаны на глубоких знаниях законов развития общества и государства. Перед ними порой оказываются бессильным оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации. Новые методы несилового подрыва государственности основаны на технологии деструктивного воздействия на систему потенциалов государственности как факторов жизнестойкости страны. Это «элегантные» технологии из разряда несиловых воздействий, так называемая «мягкая сила» {Soft power}.

Развязывать войну с СССР не пришлось, однако государство развалилось. Не помогли ракетно-ядерные вооружения. Ведь к началу процесса развала коммунистической системы совокупный военный потенциал Организации Варшавского договора, был даже выше потенциала НАТО. При сопоставлении динамики экономических показателей Советского Союза и США легко убедиться, что и в экономической гонке Советский Союз не проигрывал. Что же тогда? Soft power оказалась сильнее.

Классический алгоритм разрушения государственности представляет исторический опыт Римской империи. Надлом несиловых оснований государственности пришелся на период военного могущества. Первоначально римский организм разложился духовно, и только затем территория империи стала предметом раздела внешними противниками и внутренними сепаратистами. Сравнительный исторический анализ гибели империй позволяет утверждать, что фаза разложения несиловых оснований является универсальным этапом дезинтеграции любой государственности.

По мнению авторов монографии «Новые технологии борьбы с российской государственностью» Якунина В.И., Багдасаряна В.Э и Сулакшина С.С. в современном мире, для поддержания потенциалов государственности важнее ракетно-ядерного потенциала страны стали массовое сознание, демография, информационно-психологическое состояние, культура, наука, образование, воспитание, нравственность, патриотизм. Именно эти сферы сейчас становятся полем битвы, их разрушение ломает государство. Существует точка зрения, что, наркотики являются средством управления общественными процессами, либо средством ведения войны. Ее придерживаются сторонники Концепции Общественной Безопасности, имеющей множество сторонников в России. В данной Концепции наркотики относятся к группе оружия геноцида. Это значит, что действие наркотиков медленнее, чем открытая военная агрессия, но позволяют достигнуть более надежных результатов, по сравнению с обычной войной.

ООН официально назвала наркоманию наряду с ядерной войной и экологической катастрофой одной из трех главных угроз цивилизации. Глобальная комиссия по наркополитике, в состав которой входит Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь ООН, бывшие президенты Мексики, Колумбии и Бразилии констатировала неудачу в борьбе с наркомафией в мире, по сути, объявив войну с наркомафией в мире провальной.

Торговля наркотиками – сегодня один из самых прибыльных бизнесов, существующих в мире. По данным ООН, современные доходы от незаконной торговли наркотиками превышают доходы от продажи нефти и газа во всем мире, они в два раза больше доходов, полученных мировым автомобилестроением.

Курительные смеси и миксы

Один из наиболее прибыльных видов деятельности в мире – это продажа наркотиков. А что может быть привлекательнее легальности такого бизнеса для жаждующих легкой наживы?

До весны 2010 года Беларусь дополняла краткий список стран, в которых компоненты курительных смесей не считались наркотическими веществами и продавались абсолютно легально под видом благовоний.

СпайсыНачалом появления курительных смесей и миксов явилась продажа смесей, под названием «Spice», которая осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным — с 2004) под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины.

Spice («спайс») — бренд травяных курительных смесей, обладающих психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны.

По заявлениям произво-дителей травяные смеси содержат сложные варианты составов и рецептов различных трав, вытяжек энтеогенов и листьев растений, собранных в различных уголках планеты:

БэйБин (Canavalia Maritima), Голубой Лотус (Nymphaea Caerulea), Карликовый Шлемник (Scuttelaria Nana), Индейский Воин (Pedicularis Densiflora), Макона Брава (Zornia Latifolia), Розовый Лотос (Nelumbo Nucifera), Сибирский Пустырник (Leonurus Sibiricus)

Некоторые из этих растений действительно содержат биологически активные вещества, которые могут обладать определённым психоактивным действием таких, например, как алкалоид леонурин в сибирском пустырнике.

Понимание в чем секрет Спайс пришло после исследования фармацевтической компании из Фракфурта (Германия).

15 декабря 2008 года были обнародованы результаты химического исследования наиболее популярных ароматических курительных миксов.

Было установлено, что в смесях содержатся, как правило:
Дибензопираны: HU-210
Циклогексилфенолы: CP 47,497 и его гомологи
Нафтоилиндолы: JWH-018, JWH-073, JWH-398
Фенилацетилиндолы: JWH-250, Олеамид.

Наиболее распространен среди них был синтетический каннабиноид JWH-018. Его точное химическое название 1-Pentyl-3- (1-Naphthoyl)-Indole. Данное химическое вещество воздействует на CB1 и CB2 рецепторы мозга и по силе действия превосходит галлюциногенные каннабиноиды растительного происхождения из конопли.
Химическое вещество JWH-018 — одно из многих среди десятка других в серии JWH-соединений, разработанных химиком John W. Huffman (откуда и пошло название JWH).

Другие ученые, исследовавшие действие нового психотропного препарата на рецепторы мозга CB1 и CB2, подтвердили примерно 5-кратное превосходство синтетического каннабиноида JWH-018 над обычным тетрагидроканнабинолом при употреблении. Эффективная дозировка jwh018 при курении составляет от 0.5 до 3 мг, при пероральном приеме — от 3 до 10 мг.

C 7 апреля 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь все виды, известных на тот момент психоактивных веществ, содержащихся в курительных смесях внесены в «Список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях».

Влияние синтетических каннабиноидов на организм человека на данный момент изучено недостаточно. Хотя их действие на психику аналогично действию тетрагидроканнабинола (ТГК), нет оснований быть уверенным в том, что риски, связанные с их употреблением, сравнимы с рисками при употреблении ТГК. Так, передозировка полного агониста каннабиноидных рецепторов может быть более опасной, чем передозировка частичного агониста (каким является ТГК).

В дальнейшем, с введением запрета на «спайсы» торговцы стали продавать наркотики под видом «легальных миксов», «солей для ванн», «энтеогенов», «легального пороха», «благовоний» и другие веществ.

Смеси как правило фасуются в пакеты размером приблизительно 5 на 7,5 см.

На сегодняшний день в глобальной сети «Интернет» имеется множество сайтов и специализированных магазинов так называемых «легальных» миксов и смесей.
Широко распространены миксы и смеси в социальной сети «В контакте», где существуют специальные группы распространителей.

Производители следят за изменениями законодательства и своевременно реагируют на обновления Перечня запрещенных к обороту веществ путем изменения химических формул психотропных веществ.

В каждом индивидуальном случае необходимо проведение химической экспертизы.

Порнография в свете Уголовного кодекса

Все то, что вы хотели знать о порнографии, но боялись спросить.

Распространение порнографических материалов - дело уголовно наказуемое. Однако далеко не каждый знает, что подпадает под это распространение и какое фото или видео действительно является порнографическим, а какое - всего лишь эротика.

В чем отличие порнографии от эротики?

- В Постановлении Министерства культуры РБ от 8 мая 2007 №10 даются четкие определения порнографии и эротики. Так, порнография - это вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, умышленная демонстрация обнаженных гениталий, антиэстетических сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявления животных инстинктов.

Эротика - отображение человека во всем богатстве его переживаний с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей людей, интимных отношений лиц противоположного пола, их изображения, которые одухотворяют сексуальность, не содержат грубого и циничного натурализма, утверждают человеческое в отношении полов.

- Как понять, носит ли фотография или фильм порнографический характер?

- Это определяет специально созданная комиссия, и по ее заключению принимается решение о возбуждении уголовного дела.

- Где чаще всего можно встретить материалы порнографического характера?

- На сегодняшний день их чаще всего выкладывают в сети Интернет, а именно в социальных сетях, таких как «Одноклассники», «ВКонтакте», на сайтах знакомств. В последнее время также начинают распространять порнографию в локальных сетях.

- Почему, люди этим занимаются?

- К распространению порнографии каждый может прийти по-разному. Например, парень встречается с девушкой, у них, скажем, достаточно близкие отношения. Это все фиксируется на видеокамеру. Потом они расстаются. Кто-то из них обижен и хочет насолить бывшей второй половинке. Так в сеть попадает так называемое «домашнее видео». Человек, который не желал видеть себя в таком видео, да еще и выставленном на всеобщее обозрение, унижен, ведь подорвана его или ее репутация.

Есть и другие мотивы. Например, две подруги делятся самым сокровенным, в том числе ником и паролем к своей почте или к аккаунтам в социальных сетях. Бывает, что они поругались. Тогда обиженная девушка заходит на страничку к своей бывшей подруге, размещает фотографии или видео порнографического характера, чаще всего без лица, и после этого меняет пароль к страничке. Получается, что хозяйка аккаунта к себе на страницу войти уже не может, как и что-либо поменять. В таких случаях люди обращаются к нам за помощью. Причем сокрытие лица не означает, что этот фото или видеоматериал не носит порнографический характер, и не освобождает от ответственности человека, который его выложил в Интернет.

Некоторые сами хотят повысить рейтинг и посещаемость своего ресурса за счет размещения порнографии в Интернете. Видите, мотивы могут быть разными, но цель у таких людей одна - это распространение.

- Если не секрет, то каким образом вы выявляете распространителей порнографии?

- Сотрудники нашего ведомства проводят постоянный мониторинг сетей, позволяющий выявлять распространителей порнографии и привлекать их к ответственности. Помимо мониторинга, к нам обращаются и сами граждане.

- А как определить, что является распространением порнографии, а что нет?

- Очень часто люди не знают, что, например, если дать посмотреть другу фильм с порнографией или перекинуть порнофото со своего телефона на телефон товарища, это все уже считается распространением порнографии, следовательно, наказуемо. И есть очень большой шанс попасть на скамью подсудимых.

Если человек пригласит соседа на просмотр порнофильма у себя дома, то это уже будет являться публичной демонстрацией. За это тоже наступает уголовная ответственность.

- А если дома хранятся порнографические материалы, то это подпадает под уголовную ответственность?

- Хранение не образует состав преступления. Поэтому, если у человека дома на компьютере или на носителях есть порнографические материалы, к уголовной ответственности такой гражданин привлекаться не будет.

- Какая ответственность по белорусскому законодательству предусмотрена за распространение порнографии?

- Раньше в Уголовном кодексе была одна статья - 343-я. Но, после того как на территории Беларуси была выявлена международная группа, занимающаяся изготовлением и распространением порнографии с участием несовершеннолетних, в наше законодательство с декабря 2008 года включили отдельную статью 343-1, в которой предусматривается ответственность за распространение порнографии с изображением несовершеннолетних. Максимальное наказание по ней - 13 лет лишения свободы.

- Как часто привлекаются к ответственности по упомянутым статьям УК в нашей области?

- Это грустная статистика. Ведь 95% граждан, которых мы привлекаем к уголовной ответственности, просто не знают, что их действия подпадают под статью. Но незнание не освобождает от ответственности.

P.S.: Статья 343. Изготовление и распространение порнографиче-ских материалов или предметов порнографического характера

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов порнографического характера, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов порнографического содержания - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.

2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение или рекламирование заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо демонстрация этим лицом заведомо несовершеннолетнему кино- или видеофильмов порнографического содержания - наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порногра-фического характера с изображением несовершеннолетнего

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов порнографического содержания с таким изображением - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей стать-ей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с исполь-зованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделен-ной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографиче-ских материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Что такое НАСВАЙ

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в пределах своей компетенции рассмотрело письмо Министерства внутренних дел Республики Беларусь с просьбой дать определение веще-ству «насвай» для целей уголовного законодательства и сообщает следующее:

Название этого вещества, по-видимому, связано с тем, что раньше для его изготовления применяли растение «нас». Сейчас основным компонентом являются махорка или табак. Добавляют в смесь также гашеную известь, золу различных растений, верблюжий кизяк или куриный помет, иногда масло. Некоторые источники сообщают о добавлении в состав сухофруктов и приправ. По другим данным, «насваем» считается табачная пыль, смешанная с клеем, известью, водой или растительным маслом, скатанная в шарики. В Средней Азии, где «насвай» пользуется огромной популярностью, рецепты его приготовления разные, и часто табачная пыль в смеси вообще отсутствует. Ее могут заменять более активными веществами.

Большинство компонентов смеси вещества «насвай» призваны выполнять формообразующую функцию при гранулировании пылеобразных отходов табачного производства. Известь изменяет реакцию среды и способствует всасыванию никотина в кровь через слизистую оболочку ротовой полости. Этому же способствует и куриный помет, а некоторые источники информации утвер-ждают, что его добавляют в смесь при отсутствии извести.

Известны различные виды «насвая»: ташкентский, ферганский, андижанский и другие. Могут использоваться и различные другие названия: насыбай, пацвай, анасвай, асмай, атмай.

Внешний вид насвая описывают по-разному. В одних случаях это зеленые шарики, в других серо-вато-коричневый порошок. Есть мнение, что свежий «насвай» выглядит как крупные, пропитан-ные, зеленые зернышки, а несвежий больше похож на порошок и имеет почти черный цвет. Не-которые производители продают «насвай» в порошке.

Фабрично «насвай» не изготавливается. Его производство организуется в домашних условиях. «Насвай» иногда называют жевательным табаком, но его не жуют.

Имеются сообщения о четырех местах применения «насвая»: под нижней или верхней губой, под языком и в носовой полости.

Насвай закладывают под нижнюю, или верхнюю губу и держат там, в ожидании эффекта. При закладывании его в рот стараются не допустить попадания порошка на губы, которые в таком случае покрываются волдырями и язвами.

Потребители подчеркивают недопустимость проглаты-вания обильно выделяющейся слюны. Проглоченные слюна или крупинки зелья могут вызвать тошноту, рвоту и жидкий стул.

Выделяют краткосрочные последствия потребления "насвая": сильное местное жжение слизистой ротовой полости, тяжесть в голове, а позднее и во всех частях тела, апатия, резкое слюноотде-ление, головокружение, расслабленность мышц.

При длительном потреблении перестают замечаться такие проявления, как жжение, неприятный запах и вкус. Но, вероятно, именно тогда запах становится очевидным для всех окружающих. Потребители также предупреждают новичков о том, что нельзя сочетать «насвай» с алкоголем в силу непредсказуемости эффектов.

По данным узбекских онкологов, 80% случаев рака языка, губы и других органов полости рта, а также гортани были связаны с долгосрочным потреблением «насвая».

Поскольку «насвай» содержит экскременты животных, то, потребляя его, чрезвычайно легко за-разиться разнообразными кишечными инфекциями и паразитарными заболеваниями, включая вирусный гепатит.

Садоводы знают, что будет с растением, если его полить неразбавленным раствором куриного помета: оно "сгорит". Врачи подтверждают: то же самое происходит в организме человека: страдают в первую очередь слизистая рта и желудочно-кишечный тракт. Длительный прием «насвая» может привести к язве желудка.

Поскольку основным действующим веществом «насвая» является табак, развивается также нико-тиновая зависимость. Специалисты из Кыргызстана, где потребление «насвая» распространено давно, высказывают мнение, что эта форма табака более вредна, чем курение сигарет, т.к. чело-век получает большую дозу никотина, особенно в связи с воздействием извести на слизистую оболочку ротовой полости.

Казахстанские наркологи считают, что в некоторые порции «насвая» могут добавляться иные наркотические вещества, помимо табака. Таким образом, у потребителей «насвая» может развиться не только никотиновая зависимость, но также и зависимость от других химических ве-ществ.

Что такое НАСВАЙ

«Насвай» можно отнести к числу психотропных веществ. Его употребление подростками отражается на их психическом развитии - снижается восприятие и ухудшается память, дети становятся неуравновешенными. Потребители сообщают о проблемах с памятью, постоянном состоянии рас-терянности. Следствиями употребления становятся изменение личности подростка, нарушение его психики.

У детей употребление «насвая» очень быстро переходит в привычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется уже более сильных ощущений. А если подросток покупает для себя «насвай» с такой же легкостью, как жевательную резинку, то нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем: он не попробует сильные наркотики.

Потребители «насвая» сообщают о разрушении зубов.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. По своему действию «насвай» можно отнести к числу психотропных веществ. Его употребле-ние подростками отражается на их психическом развитии: снижается восприятие и ухудшается память, дети становятся неуравновешенными. Потребители «насвая» сообщают о проблемах с памятью, постоянном состоянии растерянности. Следствиями употребления «насвая» становятся изменение личности подростка, нарушение его психики.

2. Регулярное употребление «насвая» вызывает привыкание к нему. В некоторые порции «насвая» могут добавляться иные наркотические вещества, помимо табака. У потребителей «насвая» может развиться не только никотиновая зависимость, но также и зависимость от других химических веществ. У детей употребление «насвая» очень быстро переходит в при-вычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется уже более «сильных ощущений».

3. Употребление «насвая» может способствовать к переходу на употребление наркотических средств и других психотропных веществ.

Дополнительно сообщаем, что подпунктом 3.2 пункта 3 Декрета Президента Республики Бела-русь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на территории Республики Беларусь запре-щается производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добав-лением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов, к таким некурительным табачным изделиям, в частности, относится насвай.

УНиПТЛ УВД Миноблисполкома

скачать нормативные документы

Внимание, разыскиваются!

Преступники

Обязанные лица

Без вести пропавшие

Ссылки на сайты органов государственной власти